История создания языка программирования ДРАКОН
В 1982 году Юрий Трунов, руководитель комплексного отделения Пилюгинского центра (сегодня — Генеральный конструктор) был назначен ответственным за комплексную разработку системы управления Бурана. Трунов отчетливо понимал: без эффективных алгоритмических языков высокого уровня разработка Бурана невозможна. По его инициативе — совместно с Институтом прикладной математики Академии наук СССР — были созданы три языка: ПРОЛ2 (для разработки бортовых комплексных программ Бурана), ДИПОЛЬ (для создания наземных программ Бурана) и ЛАКС (для моделирования). Работу вели три коллектива программистов под руководством Виктора Крюкова, Владимира Луциковича и Константина Федорова. Это была, так сказать, предыстория ДРАКОНА.
Хотя языки успешно решали поставленные задачи, стало ясно, что узкая специализация языков мешает делу. В связи с этим в 1986 году Юрий Трунов вызвал к себе начальника лаборатории комплексной разработки вычислительной системы Бурана Владимира Паронджанова и поручил ему создать универсальный язык, способный заменить три вышеназванных.
Однако Паронджанов решил поставить задачу иначе. Он полагал, что новый язык должен не только удовлетворять практическим нуждам космической техники, но и решать предельно широкий круг задач, выходящих далеко за рамки традиционного программирования. В связи с этим при создании языка ДРАКОН были выдвинуты необычные для программистов, математиков и «технарей» гуманитарные требования.
- Улучшить работу человеческого ума.
- Предложить эффективные средства для описания структуры человеческой деятельности.
- Предоставить человеку такие языковые средства, которые резко упрощают восприятие сложных процедурных проблем и общение с коллегами, делают непонятное понятным и за счет этого буквально заставляют человека мыслить отчетливо, глубоко и продуктивно. В этих условиях вероятность заблуждений, просчетов и ошибок неизбежно падает, а производительность растет.
- Радикально облегчить межотраслевое и междисциплинарное общение между представителями разных организаций, ведомств, отделов, лабораторий, научных школ и профессий.
- Устранить или уменьшить барьеры взаимного непонимания между работниками различных специальностей (врачами и физиками, математиками и конструкторами, биологами и экономистами и т. д.), а также программистами и теми, у кого аллергия к любому программированию.
- Добиться кардинального улучшения качества программного обеспечения по критерию «понимаемость алгоритмов и программ».
ДРАКОН — очень легкий язык. Настолько легкий, что разработку многих компьютерных программ для космических ракет на практике ведут не программисты, а обычные специалисты (комплексники). Они действуют по принципу «программирование без программистов». Причина отказа от программистов проста. При решении практических прикладных задач специалисты досконально владеют материалом и прекрасно знают постановку задачи. В отличие от них программисты не знают «физику процесса» и становятся «лишними людьми», без которых вполне можно обойтись. Это позволяет значительно сократить издержки, улучшить показатель «затраты—результат», ускорить ход работ. И полностью избавиться от ошибок «испорченного телефона», вызванных взаимным непониманием между ПРОГРАММИСТАМИ и СПЕЦИАЛИСТАМИ.